МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

Принципы сенсорного подхода Марины Белозёровой

Метод замещающего онтогенеза (МЗО)

Программа активации и развития речи на основе М.А.Р.

Ayres Sensory Integration – сенсорная интеграция.

ПРИНЦИП ТЕЛЕСНОСТИ

Движение тела - единственный наш источник информации о другом человеке. Другого нет. Через движения ребёнка мы можем распознать его состояние. Ребёнка можно движениям научить, но телесность - это не заученные движения. Они могут быть подтверждением хорошей двигательной памяти, способности к имитации, красивой картинкой, привлекающей взрослых, но не отражением состояния ребёнка. Аутентичные движения возвращают ребёнка к себе. Ребёнок, живущий только в заученных движениях и не имеющий возможности проявлять аутентичное движение, теряет связь со своей естественной природой.

Социум диктует: "Двигайся так, это красиво", "Так ты нравишься другим", "Ты молодец, когда делаешь определённые движения". В этом плане, дети с особым развитием больше защищены от влияния социума и дольше сохраняют связь с собой.

В Сенсорном подходе внимание к телесным проявлениям ребёнка лежат в основе качественного взаимодействия и коммуникации. Мы не против обучения ребёнка двигательным формам, нет. Но сначала происходит встреча человека с собой, ребёнок узнаёт себя живым, настоящим, уникальным. А уже потом, на это глубинное знание накладывается обучение.

ПРИНЦИП ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДЫ

В основном все методы, которые мы выбираем для работы с детьми содержат в себе законы средовой педагогики - развития и обучения ребёнка через создание специального пространства, настроенного для определённых целей.

Но подготовленная среда - не просто технология, которую мы используем. В этом принципе заложена возможность разговаривать с ребёнком на одном языке. Подготовленная среда - как скрипка музыканта. Каким бы виртуозом он не был, если скрипка не настроена, музыкант не сможет достичь сердца слушателей.

В подготовленном пространстве реализуется очень важная потребность каждого ребёнка - его стремление к самостоятельности и независимости. К сожалению, многие дети, а дети с особым развитием вдвойне, лишены опыта самостоятельного выбора деятельности, принятия решения. Если среда настроена для ребёнка, место для самостоятельности находится без потери движения к определённым развивающим и обучающим целям.

Таким образом ребёнок учится не только от взрослого. Он может учиться сам. Мы можем предоставить ребёнку эту возможность и увидеть вдохновляющие результаты.

Этот принцип позволяет случаться спонтанным процессам, которые практически невозможны в других условиях.

Также, подготовленная среда позволяет не взрослому быть в центре внимания ребёнка, а ребёнку стать автором собственного процесса развития и обнаружить в себе готовность к коммуникации, развитию и обучению. Неотделимый от спонтанности принцип, так как влияние творческих процессов на развитие и обучение ребёнка происходит только в тщательно подготовленном пространстве. Без учёта этого принципа спонтанность ребёнка может быть значимой для психики ребёнка, но не иметь результата в обучении.

ПРИНЦИП НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение - наш ресурс. Это переживание, доступное и взрослым, и детям. Каждый черпает в наблюдении то, что необходимо именно ему. В этом уникальность наблюдения.

Наблюдение у взрослых. Мы рассматриваем наблюдение, как состояние и как деятельность. Большинство специалистов используют деятельность наблюдения в своей практике. Это наш основной инструмент сбора информации и источник понимания динамики развития ребёнка.

Но помимо этого мы рассматриваем наблюдение, как состояние внимания человека. Сочетание ясной, кристальной концентрации внимания и внутренней тишины позволяет быть "не вовлечённым наблюдателем" даже, если занятие проходит в сильнейшей активности и стремительности. Это не означает, что специалист отвлечён от процесса с ребёнком. Быть тотально в процессе с ребёнком и одновременно оставаться наблюдателем - вот мастерство, к которому мы так стремимся в Сенсорном подходе. Некоторые спрашивают, зачем такая мистичность. Но наблюдение - это не мистика. Хотя и начинают происходить такие процессы, которые недоступны без наблюдения. Наблюдение позволяет обнаружить новые "точки контакта" с ребёнком, влияет на состояние и одного ребёнка и даже группы.

Наблюдение у детей. Мы часто видим, как дети наблюдают: они стоят в стороне или находятся в гуще событий, и смотрят на игру других детей. Часто родителей беспокоит, что ребёнок "ничего не делает" в это время. Это не так. Он находится в наблюдении, и как губка впитывает в себя все детали происходящего. Наиважнейшая для ребёнка деятельность. В это время его мозг активен точно так же, как если бы он проделывал какие-то действия. Ребёнок наблюдает ровно столько, сколько ему необходимо, и наша задача дать ему эту возможность.

Ребёнок, испытавший состояние наблюдения, обнаруживает в себе глубинный ориентир, который как компас, даёт направление его поведению и развитию. Какие бы поведенческие модели не примерял на себя ребёнок, опыт открытого внимания, который он приобретает в состоянии наблюдения, остаётся с ним и влияет на его выбор.

ПРИНЦИП САМОРЕГУЛЯЦИИ

Активность каждого человека можно представить в виде волны: прилив активности сменяется фазой восстановления, за ней снова возникает активность, а затем снова расслабление. Эту закономерность можно рассмотреть и в размере жизни человека, и года, и месяца, и дня, и часа, и даже нескольких минут, а иногда секунд. У каждого человека свой ритм, и нам очень важно, чтобы ребёнок слушал и знал свой ритм. Для этого ничего особенно делать не надо - подготовить пространство и просто дать этому ритму быть.

САМОрегуляция - управление сменами состояний. Для настройки процесса саморегуляции ребёнок нуждается в помогающем и направляющем взрослом, задача которого показать ребёнку разные полюса его активности и варианты управления переходами от активности к восстановлению и обратно. Почему саморегуляция настолько нам важна, что мы определили её в принципы Сенсорного подхода? Это вдох - выдох. Это сон - бодрствование. Это голод - сытость. Это хочу - не хочу. Это люблю - не люблю... Бесконечно можно продолжать список. Это то, что помогает человеку быть уверенным, что он существует и жить жизнь в своём ритме. Тогда у него не возникает вопроса зачем общаться, учиться, взаимодействовать, экспериментировать, исследовать.

ПРИНЦИП ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ

Основа обучения — внутренний жизненный мотив, мелодия человека. Импульс, который заставляет человека развиваться, преодолевать сложности, искать решения, добиваться результата, получать удовольствие от процесса. Считаем его наиважнейшим! Жизненный мотив — отражение его потребностей, ориентир, маяк, которому следует человек. Иногда жизнь заставляет отойти от курса, но маяк напоминает направление следования. Многие мастера психологии изучали мотив и мотивацию, выдвигая разные теории. Но все сходятся в одном: мотив является причиной, побудителем деятельности человека. Мотивы могут сменять друг друга, видоизменяться, проявляться более активно, или угасать. Именно поэтому мы уделяем предельное внимание способности ребёнка быть в контакте с собой, со своими потребностями.

Мотивация - чувство, которое рождается в животе, в центре. Это зов. Когда не знаешь почему, зачем, но внутри всё зовёт. И силы появляются немереные, и воля проявляется бескрайняя. Тогда, несмотря ни на что, просто начинаешь осуществлять, проявлять, материализовывать это чувство. Чего бы ни стоило. А дальше случается жизнь, в которой каждая ситуация спрашивает: ты этого хочешь, ты уверена? А если я вот так тебе устрою, ты останешься верной своему зову? Может, ты ошибаешься, и стоит пересмотреть своё направление?

И если связь сильна, проявленность мотивации может на время угаснуть, тонким отзвуком появляться в некоторые моменты, но она будет с нами. Это чувство, которое заставляет жить.

Вам знакомо это чувство! Вы знаете его!

Дети тоже его знают. Дорогого стоит сохранить его в ребёнке, ведь малыш растёт, и внутри его копятся силы, чтобы в своей жизни следовать своему зову. Человек всегда возвращается в свою жизненную мотивацию. Даже, если он потерял связь с ней ещё в раннем возрасте, и почти всю жизнь прожил, думая, что добился успеха, внутри будет пустота, которая не даст светиться радости. Всегда всего будет мало, всегда чувство неудовлетворения и голода. Как, если бы мы кормили ребёнка фруктами в то время, когда его организм требует мясо.

Друзья! Мотивация - это не поощрение вкусненьким и натянутые искусственные эмоции, только чтобы ребёнок что-то сделал, что-то выучил, запомнил. На весах его глубокая жизненная связь с собой. Да, через поощрение научите его, вам даже скажут, какой вы прекрасный педагог... а дальше?

Человек рано или поздно возвращается к жизненной мотивации, задаваясь вопросом: "Чего я хочу?" Вы понимаете, что этот вопрос не про эгоистичность и легкомысленность? Каждое действие ребёнка - проявленность его внутренней связи с мотивацией. А наша задача - беречь эту связь любыми силами.

Что делать, если никак не обнаружить свою мотивацию или мотивацию ребёнка?

Остановитесь. Закройте глаза. Ощутите себя, стоящим на земле. Почувствуйте. Возвращение в тело, в сенсорику поведёт вас. Главное - следовать.

ПРИНЦИП ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ

Реакция, принятие решения, возникает в процессе, в моменте "здесь и сейчас". Этот принцип позволяет обнаружить самое лучшее решение ситуации на данный момент. Представьте себя слушателем мастера-музыканта. Есть слушатели, которые будут внимательно следить за техникой музыканта и будут настолько заняты этим, что рискуют вообще не услышать, что же говорит музыкант своим исполнением. Есть те, кто будет восторгаться самим инструментом - ах, его изготовил такой мастер, послушайте, какой тембр, какое звучание. Но и в этом может не произойти встречи с посланием самой музыки. И у каждого в любой момент есть возможность оказаться в едином потоке с музыкой, ощутить себя в самом её сердце и её в своём сердце. Слиться, забыв про время, текущие заботы, оказаться в едином глубоком процессе с музыкой, инструментом, музыкантом, другими слушателями.

Мы посвящаем много времени разработке Сенсорного подхода, изучению методов, которые используем в качестве инструментов. Но это только наши инструменты. Чем тоньше и профессиональнее инструмент будет настроен, тем глубже будут происходить процессы с детьми. Но от этого он не станет центром нашего взаимодействия с детьми. В центре - процесс ребёнка, присоединиться к которому мы можем только находясь в состоянии "здесь и сейчас". Наблюдая не идею, не инструмент, а процесс ребёнка. Процессуальность позволяет оказаться в измерении, времени, ритме ребёнка, заметить невидимые знаки, которых не заметить по-другому.

Сенсорика - ещё один инструмент, дающий возможность сразу оказаться в процессе с ребёнком. Сенсорная деятельность собирает, концентрирует внимание на ощущениях тела, а тело не обманешь. Это единственный источник информации о человеке. Всё остальное - наши предположения, додумки, фантазии. И получается, что присоединяясь к движениям ребёнка, мы оказываемся с ним в общем едином потоке, где меняется время, отношения.

Такой процесс очень терапевтичен. Но наша цель - развитие и обучение, поэтому важно наблюдать и отмечать внутренние сигналы ребёнка, в какую сторону сейчас идёт его развитие, что находится в зоне его активности, в чём его потребности, каков ритм его обучения. Для этого у нас есть наблюдение.

Если нашей первоочередной ценностью становится инструмент и акцент нашего внимания смещается с ребёнка, например, на материалы, мы рискуем потерять процессуальность, и ребёнок уходит из поля нашего внимания.

Но в тоже время отсутствие качественной глубочайшей проработки инструментов также не позволяет нам оказаться в процессе с ребёнком (ведь, в этом случае ребёнком может просто не обнаружить в окружающей среде необходимое питание для своего развития). Принцип процессуальности Сенсорного подхода распространяется на все пространства наших лабораторий. Конечно, в каждой среде свои инструменты, своя специфика деятельности. Например, в музыкальном зале будет много движения, танца, звучания, а в художественной мастерской - экспериментирования с цветом, формой, фактурой. И там, и там педагог находится во внимании к мельчайшим изменениям процесса, таким образом работая с внутренним вниманием детей. Во всех пространствах мы можем увидеть детей в работе: в конструктивной, направленной, самостоятельно инициируемой деятельности, дающей питание для развития и обучения. И во всех пространствах мы видим, как ребёнок "выстраивает себя" через осознанное проживание сенсорного опыта.

http://sensoryway.ru/#rec273131528

Метод замещающего онтогенеза (МЗО)

.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - это комплексная нейропсихологическая технология, этот метод еще называется психомоторная или нейропсихологическая коррекция, также используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".

Автором данного метода является А.В. Семенович. Ее метод основан на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

Ценность этого метода в том, что путем воздействия на сенсомоторный уровень, можно развивать высшие психические функции (ВПФ).

В нашем центре в работе с детьми, страдающими различными нарушениями психической деятельности, мы используем метод замещающего онтогенеза.

В настоящее время у многих детей есть нарушения в функционировании того или иного участка нервной системы, которые вызывают специфические проблемы в работе психики и организма в целом.

Нервная система - это основной центр деятельности всего организма. Она отвечает за передачу информации, ее интеграцию и переработку.

Нарушения в работе центральной нервной системы (ЦНС) сказываются на функционировании головного мозга ребенка.

При повреждении ЦНС страдают следующие зоны мозга:

• сенсорная, отвечающая за прием и передачу информации от органов чувств,

• моторная отвечает за мышечную деятельность (моторика, процесс самоорганизации и концентрация внимания),

• ассоциативная, отвечающая за переработку информации (за восприятие, мыслительную деятельность, речь, память, понимание частей своего тела, а также определение положения тела в окружающем пространстве).

Человеческий мозг состоит из множества отдельных долей и извилин, каждая зона отвечает за определенные функции. Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, если у ребенка есть нарушения в развитии ВПФ.

Специальные упражнения комплексной нейропсихологической программы воздействуют на мозговые структуры, обеспечивая психическое и психологическое развитие ребенка, а также коррекцию недостаточно сформированных психических процессов.

Программа по методу замещающего онтогенеза состоит из обязательных дыхательных, глазодвигательных упражнений, так называемых «растяжек», «ползаний», массажей, самомассажа и релаксации.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) признан одним из самых результативных в компенсации нарушений развития. Он основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

Основное принцип замещающего онтогенеза — соспоставление уровня развития мозговой организации психических процессов ребёнка с основными этапами их формирования и, если обнаружены отклонения от возрастной нормы, то ретроспективное воспроизведение тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

«Онтогенез» — значит, развивать ребенка в той последовательности, как это происходит в природе, в естественном порядке.

«Замещающий» — потому что в природе что-то пошло не так, поэтому придется проделать этот путь искуственно, с помощью научно разработанных упражнений.

Выполнение физических действий (упражнений) воздействует на сенсомоторный уровень и вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Именно это является базой для дальнейшего развития мозговой деятельности. В начале коррекционного процесса предпочтение отдаётся двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например: эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга». (А.В. Семенович)

1-й уровень – «уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.

2-ой уровень – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

3-й уровень – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка.

Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на результатах нейропсихологической диагностики.

По итогам нейропсихолоической диагностики в нашем центре мы разрабатываем персональный план развития ребенка и график коррекционных занятий.

Комплексные программы нейропсихологических занятий для детей 5-12 лет включают работу по 7 направлениям коррекции:

1. Двигательное развитие

2. Развитие пространственных представлений

3. Развитие межполушарных связей

4. Развитие эмоционального интеллекта и психологическая поддержка ребенка

5. Обучению математике по авторской методике для детей с трудностями обучения

6. Обучение чтению по авторской методике для детей с трудностями обучения.

7. Подготовка (адаптация) к школе по “классическим направлениям”- развитие речи, окружающий мир, подготовка руки к письму и т.д.

https://intellect-academy.com/ontogenez-2/

Программа активации и развития речи на основе М.А.Р. .

Программа активации и развития речи на основе М.А.Р. (motive,adaptive,play) – метода включает индивидуальные и групповые занятия, направленные на запуск и коррекцию речи, а также поведения через развитие сенсорной интеграции, мотивации к самостоятельной речи (в противовес – повторной), игровых навыков и когнитивных операций (мышления). Специалисты, реализующие Программу основываются на определении механизма нарушения каждого конкретного ребенка, выстраивая индивидуальную (даже в групповом формате) траекторию компенсации нарушения на основе комплекса современных методик (АВА-терапии, глагольного тренинга М.Лынской, сенсорно-коммуникативных квестов М.Лынской, принципов DIRFloortime, эрготерапии и др.), модифицируемых под задачи логопеда и других специалистов в рамках метода. Метод отличается активными формами общения с родителями, родители являются непосредственными участниками занятий, приобретая навыки игры и общения с детьми в домашних условиях, а также получая ответы на волнующие вопросы и четко понимая процесс работы и перспективы развития их ребенка.

Особенности занятий
Четкая индивидуальная программа занятий, составленная на основе комплексной диагностики Формирование начальных предпосылок к речи позволяет формировать не просто навык (эхолалии, ответы на вопросы только в кабинете), а инициативную речь (ребенок сможет обращаться ко взрослым, сверстникам и др.) Классическая эрготерапия (сенсорная интеграция) обогащается авторскими играми по развитию вкусового и обонятельного восприятия, что помимо прочего позволяет расширить спектр употребляемых продуктов Продуманная система правил, поощрений и порицания позволяет корректировать нежелательное поведение и развивать эмоциональный интеллект Опорные компенсаторные механизмы включаются на уровне подкорки, что позволяет получить результаты в том числе у детей с тяжелым поражением нервной системы Принципиальным моментом является групповая форма занятий, где дети учатся общаться друг с другом на доступном уровне, постепенно развивая свои возможности и социально адаптируясь.

https://www.youtube.com/watch?v=lj6AQB9qjpQ

Ayres Sensory Integration – сенсорная интеграция.

Автор: Джин Айрес – трудотерапевт (Калифорния). Метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Сенсорно-интегративная терапия представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде. Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. "Данный метод включает в себя: теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом. Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. ASI базируется на следующих принципах: − Хорошая интеграция сенсорных ощущений необходима ребенку для успешного развития, адаптивного поведения, обучения, освоения новых навыков, продуктивного реагирования на трудности. В свою очередь, продуктивное реагирование на трудности и освоение новых навыков важны для развития интеграции сенсорных ощущений. − Организация сенсорного восприятия и эффективного взаимодействия с сенсорными стимулами способствует развитию детей и улучшению их поведения. − Содержание коррекционной программы и тип сенсорных ощущений, на которые будут направлены упражнения, зависят от результатов предварительной диагностики ребенка и от того, какие цели были сформулированы специалистом и клиентами на основании этих результатов. − Чем позитивнее настроен ребенок на занятия, чем выше его мотивация и заинтересованность, тем эффективнее будет действовать коррекционное вмешательство. − Терапия основана преимущественно на игровых упражнениях, а выбор видов деятельности зависит от интересов и возможностей ребенка. − При необходимости по поручению специалиста отдельные элементы программы выполняются клиентами самостоятельно дома. − Даже если установлено наличие нарушений интеграции сенсорных ощущений, не исключается возможность, что проблемы ребенка обусловлены в том числе и другими факторами, поэтому может потребоваться подключение и других видов коррекционного вмешательства (например, сенсомоторная коррекция или психотерапия). − Эффективность коррекционной работы определяется тем, начал ли ребенок продуктивнее справляться с ранее непосильными ему жизненными задачами.

Читать о методике подробнее:

http://sensint.ru/articles/metodika-sensornaya-integracii-i-stimulyacii-metodikasis-predmetoterapiya

Центр развития для детей с ОВЗ «РАСтём вместе!» Тел. 8(962)28-40-938, rastemvmeste28@mail.ru