МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА
Принципы сенсорного подхода Марины Белозёровой Метод замещающего онтогенеза (МЗО) Программа активации и развития речи на основе М.А.Р. Ayres Sensory Integration – сенсорная интеграция.
ПРИНЦИП ТЕЛЕСНОСТИ
Социум диктует: "Двигайся так, это красиво", "Так ты нравишься другим", "Ты молодец, когда делаешь определённые движения". В этом плане, дети с особым развитием больше защищены от влияния социума и дольше сохраняют связь с собой.
В Сенсорном подходе внимание к телесным проявлениям ребёнка лежат в основе качественного взаимодействия и коммуникации. Мы не против обучения ребёнка двигательным формам, нет. Но сначала происходит встреча человека с собой, ребёнок узнаёт себя живым, настоящим, уникальным. А уже потом, на это глубинное знание накладывается обучение.
ПРИНЦИП ПОДГОТОВЛЕННОЙ СРЕДЫ
Но подготовленная среда - не просто технология, которую мы используем. В этом принципе заложена возможность разговаривать с ребёнком на одном языке. Подготовленная среда - как скрипка музыканта. Каким бы виртуозом он не был, если скрипка не настроена, музыкант не сможет достичь сердца слушателей.
В подготовленном пространстве реализуется очень важная потребность каждого ребёнка - его стремление к самостоятельности и независимости. К сожалению, многие дети, а дети с особым развитием вдвойне, лишены опыта самостоятельного выбора деятельности, принятия решения. Если среда настроена для ребёнка, место для самостоятельности находится без потери движения к определённым развивающим и обучающим целям.
Таким образом ребёнок учится не только от взрослого. Он может учиться сам. Мы можем предоставить ребёнку эту возможность и увидеть вдохновляющие результаты.
Этот принцип позволяет случаться спонтанным процессам, которые практически невозможны в других условиях.
Также, подготовленная среда позволяет не взрослому быть в центре внимания ребёнка, а ребёнку стать автором собственного процесса развития и обнаружить в себе готовность к коммуникации, развитию и обучению.
Неотделимый от спонтанности принцип, так как влияние творческих процессов на развитие и обучение ребёнка происходит только в тщательно подготовленном пространстве. Без учёта этого принципа спонтанность ребёнка может быть значимой для психики ребёнка, но не иметь результата в обучении.
ПРИНЦИП НАБЛЮДЕНИЯ
Наблюдение у взрослых. Мы рассматриваем наблюдение, как состояние и как деятельность. Большинство специалистов используют деятельность наблюдения в своей практике. Это наш основной инструмент сбора информации и источник понимания динамики развития ребёнка.
Но помимо этого мы рассматриваем наблюдение, как состояние внимания человека. Сочетание ясной, кристальной концентрации внимания и внутренней тишины позволяет быть "не вовлечённым наблюдателем" даже, если занятие проходит в сильнейшей активности и стремительности. Это не означает, что специалист отвлечён от процесса с ребёнком. Быть тотально в процессе с ребёнком и одновременно оставаться наблюдателем - вот мастерство, к которому мы так стремимся в Сенсорном подходе. Некоторые спрашивают, зачем такая мистичность. Но наблюдение - это не мистика. Хотя и начинают происходить такие процессы, которые недоступны без наблюдения. Наблюдение позволяет обнаружить новые "точки контакта" с ребёнком, влияет на состояние и одного ребёнка и даже группы.
Наблюдение у детей. Мы часто видим, как дети наблюдают: они стоят в стороне или находятся в гуще событий, и смотрят на игру других детей. Часто родителей беспокоит, что ребёнок "ничего не делает" в это время. Это не так. Он находится в наблюдении, и как губка впитывает в себя все детали происходящего. Наиважнейшая для ребёнка деятельность. В это время его мозг активен точно так же, как если бы он проделывал какие-то действия. Ребёнок наблюдает ровно столько, сколько ему необходимо, и наша задача дать ему эту возможность.
Ребёнок, испытавший состояние наблюдения, обнаруживает в себе глубинный ориентир, который как компас, даёт направление его поведению и развитию. Какие бы поведенческие модели не примерял на себя ребёнок, опыт открытого внимания, который он приобретает в состоянии наблюдения, остаётся с ним и влияет на его выбор.
ПРИНЦИП САМОРЕГУЛЯЦИИ
САМОрегуляция - управление сменами состояний. Для настройки процесса саморегуляции ребёнок нуждается в помогающем и направляющем взрослом, задача которого показать ребёнку разные полюса его активности и варианты управления переходами от активности к восстановлению и обратно.
Почему саморегуляция настолько нам важна, что мы определили её в принципы Сенсорного подхода? Это вдох - выдох. Это сон - бодрствование. Это голод - сытость. Это хочу - не хочу. Это люблю - не люблю... Бесконечно можно продолжать список. Это то, что помогает человеку быть уверенным, что он существует и жить жизнь в своём ритме. Тогда у него не возникает вопроса зачем общаться, учиться, взаимодействовать, экспериментировать, исследовать.
ПРИНЦИП ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ
Мотивация - чувство, которое рождается в животе, в центре. Это зов.
Когда не знаешь почему, зачем, но внутри всё зовёт. И силы появляются немереные, и воля проявляется бескрайняя. Тогда, несмотря ни на что, просто начинаешь осуществлять, проявлять, материализовывать это чувство. Чего бы ни стоило.
А дальше случается жизнь, в которой каждая ситуация спрашивает: ты этого хочешь, ты уверена? А если я вот так тебе устрою, ты останешься верной своему зову? Может, ты ошибаешься, и стоит пересмотреть своё направление?
И если связь сильна, проявленность мотивации может на время угаснуть, тонким отзвуком появляться в некоторые моменты, но она будет с нами. Это чувство, которое заставляет жить.
Вам знакомо это чувство! Вы знаете его!
Дети тоже его знают. Дорогого стоит сохранить его в ребёнке, ведь малыш растёт, и внутри его копятся силы, чтобы в своей жизни следовать своему зову.
Человек всегда возвращается в свою жизненную мотивацию. Даже, если он потерял связь с ней ещё в раннем возрасте, и почти всю жизнь прожил, думая, что добился успеха, внутри будет пустота, которая не даст светиться радости. Всегда всего будет мало, всегда чувство неудовлетворения и голода. Как, если бы мы кормили ребёнка фруктами в то время, когда его организм требует мясо.
Друзья! Мотивация - это не поощрение вкусненьким и натянутые искусственные эмоции, только чтобы ребёнок что-то сделал, что-то выучил, запомнил. На весах его глубокая жизненная связь с собой. Да, через поощрение научите его, вам даже скажут, какой вы прекрасный педагог... а дальше?
Человек рано или поздно возвращается к жизненной мотивации, задаваясь вопросом: "Чего я хочу?" Вы понимаете, что этот вопрос не про эгоистичность и легкомысленность? Каждое действие ребёнка - проявленность его внутренней связи с мотивацией. А наша задача - беречь эту связь любыми силами.
Что делать, если никак не обнаружить свою мотивацию или мотивацию ребёнка?
Остановитесь.
Закройте глаза.
Ощутите себя, стоящим на земле.
Почувствуйте.
Возвращение в тело, в сенсорику поведёт вас. Главное - следовать.
ПРИНЦИП ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ
Мы посвящаем много времени разработке Сенсорного подхода, изучению методов, которые используем в качестве инструментов. Но это только наши инструменты. Чем тоньше и профессиональнее инструмент будет настроен, тем глубже будут происходить процессы с детьми. Но от этого он не станет центром нашего взаимодействия с детьми. В центре - процесс ребёнка, присоединиться к которому мы можем только находясь в состоянии "здесь и сейчас". Наблюдая не идею, не инструмент, а процесс ребёнка. Процессуальность позволяет оказаться в измерении, времени, ритме ребёнка, заметить невидимые знаки, которых не заметить по-другому.
Сенсорика - ещё один инструмент, дающий возможность сразу оказаться в процессе с ребёнком. Сенсорная деятельность собирает, концентрирует внимание на ощущениях тела, а тело не обманешь. Это единственный источник информации о человеке. Всё остальное - наши предположения, додумки, фантазии. И получается, что присоединяясь к движениям ребёнка, мы оказываемся с ним в общем едином потоке, где меняется время, отношения.
Такой процесс очень терапевтичен. Но наша цель - развитие и обучение, поэтому важно наблюдать и отмечать внутренние сигналы ребёнка, в какую сторону сейчас идёт его развитие, что находится в зоне его активности, в чём его потребности, каков ритм его обучения. Для этого у нас есть наблюдение.
Если нашей первоочередной ценностью становится инструмент и акцент нашего внимания смещается с ребёнка, например, на материалы, мы рискуем потерять процессуальность, и ребёнок уходит из поля нашего внимания.
Но в тоже время отсутствие качественной глубочайшей проработки инструментов также не позволяет нам оказаться в процессе с ребёнком (ведь, в этом случае ребёнком может просто не обнаружить в окружающей среде необходимое питание для своего развития).
Принцип процессуальности Сенсорного подхода распространяется на все пространства наших лабораторий. Конечно, в каждой среде свои инструменты, своя специфика деятельности. Например, в музыкальном зале будет много движения, танца, звучания, а в художественной мастерской - экспериментирования с цветом, формой, фактурой.
И там, и там педагог находится во внимании к мельчайшим изменениям процесса, таким образом работая с внутренним вниманием детей. Во всех пространствах мы можем увидеть детей в работе: в конструктивной, направленной, самостоятельно инициируемой деятельности, дающей питание для развития и обучения. И во всех пространствах мы видим, как ребёнок "выстраивает себя" через осознанное проживание сенсорного опыта.
http://sensoryway.ru/#rec273131528
.
Автором данного метода является А.В. Семенович. Ее метод основан на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Ценность этого метода в том, что путем воздействия на сенсомоторный уровень, можно развивать высшие психические функции (ВПФ).
В нашем центре в работе с детьми, страдающими различными нарушениями психической деятельности, мы используем метод замещающего онтогенеза.
В настоящее время у многих детей есть нарушения в функционировании того или иного участка нервной системы, которые вызывают специфические проблемы в работе психики и организма в целом.
Нервная система - это основной центр деятельности всего организма. Она отвечает за передачу информации, ее интеграцию и переработку.
Нарушения в работе центральной нервной системы (ЦНС) сказываются на функционировании головного мозга ребенка.
При повреждении ЦНС страдают следующие зоны мозга:
• сенсорная, отвечающая за прием и передачу информации от органов чувств,
• моторная отвечает за мышечную деятельность (моторика, процесс самоорганизации и концентрация внимания),
• ассоциативная, отвечающая за переработку информации (за восприятие, мыслительную деятельность, речь, память, понимание частей своего тела, а также определение положения тела в окружающем пространстве).
Человеческий мозг состоит из множества отдельных долей и извилин, каждая зона отвечает за определенные функции. Метод замещающего онтогенеза помогает настроить функционирование структур мозга, если у ребенка есть нарушения в развитии ВПФ.
Специальные упражнения комплексной нейропсихологической программы воздействуют на мозговые структуры, обеспечивая психическое и психологическое развитие ребенка, а также коррекцию недостаточно сформированных психических процессов.
Программа по методу замещающего онтогенеза состоит из обязательных дыхательных, глазодвигательных упражнений, так называемых «растяжек», «ползаний», массажей, самомассажа и релаксации.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) признан одним из самых результативных в компенсации нарушений развития. Он основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Основное принцип замещающего онтогенеза — соспоставление уровня развития мозговой организации психических процессов ребёнка с основными этапами их формирования и, если обнаружены отклонения от возрастной нормы, то ретроспективное воспроизведение тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.
«Онтогенез» — значит, развивать ребенка в той последовательности, как это происходит в природе, в естественном порядке.
«Замещающий» — потому что в природе что-то пошло не так, поэтому придется проделать этот путь искуственно, с помощью научно разработанных упражнений.
Выполнение физических действий (упражнений) воздействует на сенсомоторный уровень и вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Именно это является базой для дальнейшего развития мозговой деятельности. В начале коррекционного процесса предпочтение отдаётся двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например: эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему.
Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга». (А.В. Семенович)
1-й уровень
– «уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.
2-ой уровень
– «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.
3-й уровень
– «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.
В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка.
Соответственно применение методов разного уровня требует продуманной стратегии и тактики, основанной на результатах нейропсихологической диагностики.
По итогам нейропсихолоической диагностики в нашем центре мы разрабатываем персональный план развития ребенка и график коррекционных занятий.
Комплексные программы нейропсихологических занятий для детей 5-12 лет включают работу по 7 направлениям коррекции:
1. Двигательное развитие
2. Развитие пространственных представлений
3. Развитие межполушарных связей
4. Развитие эмоционального интеллекта и психологическая поддержка ребенка
5. Обучению математике по авторской методике для детей с трудностями обучения
6. Обучение чтению по авторской методике для детей с трудностями обучения.
7. Подготовка (адаптация) к школе по “классическим направлениям”- развитие речи, окружающий мир, подготовка руки к письму и т.д.
https://intellect-academy.com/ontogenez-2/
Читать о методике подробнее:
http://sensint.ru/articles/metodika-sensornaya-integracii-i-stimulyacii-metodikasis-predmetoterapiya
Движение тела - единственный наш источник информации о другом человеке. Другого нет. Через движения ребёнка мы можем распознать его состояние. Ребёнка можно движениям научить, но телесность - это не заученные движения. Они могут быть подтверждением хорошей двигательной памяти, способности к имитации, красивой картинкой, привлекающей взрослых, но не отражением состояния ребёнка.
Аутентичные движения возвращают ребёнка к себе. Ребёнок, живущий только в заученных движениях и не имеющий возможности проявлять аутентичное движение, теряет связь со своей естественной природой.
В основном все методы, которые мы выбираем для работы с детьми содержат в себе законы средовой педагогики - развития и обучения ребёнка через создание специального пространства, настроенного для определённых целей.
Наблюдение - наш ресурс. Это переживание, доступное и взрослым, и детям. Каждый черпает в наблюдении то, что необходимо именно ему. В этом уникальность наблюдения.
Активность каждого человека можно представить в виде волны: прилив активности сменяется фазой восстановления, за ней снова возникает активность, а затем снова расслабление. Эту закономерность можно рассмотреть и в размере жизни человека, и года, и месяца, и дня, и часа, и даже нескольких минут, а иногда секунд.
У каждого человека свой ритм, и нам очень важно, чтобы ребёнок слушал и знал свой ритм. Для этого ничего особенно делать не надо - подготовить пространство и просто дать этому ритму быть.
Основа обучения — внутренний жизненный мотив, мелодия человека. Импульс, который заставляет человека развиваться, преодолевать сложности, искать решения, добиваться результата, получать удовольствие от процесса. Считаем его наиважнейшим!
Жизненный мотив — отражение его потребностей, ориентир, маяк, которому следует человек. Иногда жизнь заставляет отойти от курса, но маяк напоминает направление следования. Многие мастера психологии изучали мотив и мотивацию, выдвигая разные теории. Но все сходятся в одном: мотив является причиной, побудителем деятельности человека. Мотивы могут сменять друг друга, видоизменяться, проявляться более активно, или угасать. Именно поэтому мы уделяем предельное внимание способности ребёнка быть в контакте с собой, со своими потребностями.
Реакция, принятие решения, возникает в процессе, в моменте "здесь и сейчас". Этот принцип позволяет обнаружить самое лучшее решение ситуации на данный момент.
Представьте себя слушателем мастера-музыканта. Есть слушатели, которые будут внимательно следить за техникой музыканта и будут настолько заняты этим, что рискуют вообще не услышать, что же говорит музыкант своим исполнением. Есть те, кто будет восторгаться самим инструментом - ах, его изготовил такой мастер, послушайте, какой тембр, какое звучание. Но и в этом может не произойти встречи с посланием самой музыки. И у каждого в любой момент есть возможность оказаться в едином потоке с музыкой, ощутить себя в самом её сердце и её в своём сердце. Слиться, забыв про время, текущие заботы, оказаться в едином глубоком процессе с музыкой, инструментом, музыкантом, другими слушателями.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО)
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - это комплексная нейропсихологическая технология, этот метод еще называется психомоторная или нейропсихологическая коррекция, также используются термины "сенсомоторная коррекция", "двигательная коррекция".
Программа активации и развития речи на основе М.А.Р.
.
Программа активации и развития речи на основе М.А.Р. (motive,adaptive,play) – метода включает индивидуальные и групповые занятия, направленные на запуск и коррекцию речи, а также поведения через развитие сенсорной интеграции, мотивации к самостоятельной речи (в противовес – повторной), игровых навыков и когнитивных операций (мышления). Специалисты, реализующие Программу основываются на определении механизма нарушения каждого конкретного ребенка, выстраивая индивидуальную (даже в групповом формате) траекторию компенсации нарушения на основе комплекса современных методик (АВА-терапии, глагольного тренинга М.Лынской, сенсорно-коммуникативных квестов М.Лынской, принципов DIRFloortime, эрготерапии и др.), модифицируемых под задачи логопеда и других специалистов в рамках метода. Метод отличается активными формами общения с родителями, родители являются непосредственными участниками занятий, приобретая навыки игры и общения с детьми в домашних условиях, а также получая ответы на волнующие вопросы и четко понимая процесс работы и перспективы развития их ребенка.
Особенности занятий
Четкая индивидуальная программа занятий, составленная на основе комплексной диагностики
Формирование начальных предпосылок к речи позволяет формировать не просто навык (эхолалии, ответы на вопросы только в кабинете), а инициативную речь (ребенок сможет обращаться ко взрослым, сверстникам и др.)
Классическая эрготерапия (сенсорная интеграция) обогащается авторскими играми по развитию вкусового и обонятельного восприятия, что помимо прочего позволяет расширить спектр употребляемых продуктов
Продуманная система правил, поощрений и порицания позволяет корректировать нежелательное поведение и развивать эмоциональный интеллект
Опорные компенсаторные механизмы включаются на уровне подкорки, что позволяет получить результаты в том числе у детей с тяжелым поражением нервной системы
Принципиальным моментом является групповая форма занятий, где дети учатся общаться друг с другом на доступном уровне, постепенно развивая свои возможности и социально адаптируясь.
Ayres Sensory Integration – сенсорная интеграция.
Автор: Джин Айрес – трудотерапевт (Калифорния). Метод направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Сенсорно-интегративная терапия представляет собой строго дозированную и четко простроенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде. Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. "Данный метод включает в себя: теорию сенсорной интеграции, методику оценки уровня развития данной сферы и комплекс упражнений, которые используются при работе с пациентом. Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. ASI базируется на следующих принципах: − Хорошая интеграция сенсорных ощущений необходима ребенку для успешного развития, адаптивного поведения, обучения, освоения новых навыков, продуктивного реагирования на трудности. В свою очередь, продуктивное реагирование на трудности и освоение новых навыков важны для развития интеграции сенсорных ощущений. − Организация сенсорного восприятия и эффективного взаимодействия с сенсорными стимулами способствует развитию детей и улучшению их поведения. − Содержание коррекционной программы и тип сенсорных ощущений, на которые будут направлены упражнения, зависят от результатов предварительной диагностики ребенка и от того, какие цели были сформулированы специалистом и клиентами на основании этих результатов. − Чем позитивнее настроен ребенок на занятия, чем выше его мотивация и заинтересованность, тем эффективнее будет действовать коррекционное вмешательство. − Терапия основана преимущественно на игровых упражнениях, а выбор видов деятельности зависит от интересов и возможностей ребенка. − При необходимости по поручению специалиста отдельные элементы программы выполняются клиентами самостоятельно дома. − Даже если установлено наличие нарушений интеграции сенсорных ощущений, не исключается возможность, что проблемы ребенка обусловлены в том числе и другими факторами, поэтому может потребоваться подключение и других видов коррекционного вмешательства (например, сенсомоторная коррекция или психотерапия). − Эффективность коррекционной работы определяется тем, начал ли ребенок продуктивнее справляться с ранее непосильными ему жизненными задачами.